Генеральная прокуратура Российской Федерации обозначила свою позицию к новеллам законодательства о профилактике бытового насилия

Начальник правового управления Генеральной прокуратуры России Артур Завалунов уточнил позицию надзорного ведомства к новеллам законодательства о профилактике бытового насилия.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства - одно из положений, составляющих основу конституционного строя Российской Федерации, закрепленное в статье 7 Конституции Российской Федерации. Статья 38 Конституции Российской Федерации, отнесенной законодателем в разряд основ правового статуса личности в Российской Федерации, также декларирует, что "материнство, детство и семья находятся под защитой государства" - сказал Завалунов.

Указанная норма немногословна и предоставляет семье "государственную поддержку" и "защиту государства". Семья защищается государством, которое заботится о ее физическом здоровье и морали. На государстве лежит обязанность содействовать семье, которая является хранителем морали и традиционных ценностей, признаваемых обществом. При этом важно отметить, что подход, стремящийся к более детальному регулированию, проявляется в некоторых международных инструментах в сфере прав человека.

Государство, следуя логике Основного Закона, должно не только предоставить возможность гражданам реализовать свои права (в частности, в сфере семейных правоотношений), но и привлекать к семейно-правовой ответственности в случае нарушений или злоупотреблений. Публично-правовое и частноправовое регулирование тесным образом взаимосвязано именно в брачно-семейных отношениях. Государство вправе вмешаться в частные дела семьи в ограниченных случаях для защиты отдельных категорий лиц (детей, нетрудоспособных членов семьи). Однако пределы такого вмешательства и меры семейно-правовой ответственности должен определить закон. Для этого и служит институт семейно-правовой ответственности, полагает начальник правового управления.

Артур Завалунов напомнил, что сегодня Российское государство активно проводит политику поддержки социально незащищенных слоев населения, пресечение нарушения прав человека в семье. Приоритетными направлениями государственной семейной политики названы утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.

Вместе с тем существование проблемы семейно-бытового насилия, а также необходимость дополнительного правового регулирования в целях предупреждения и пресечения фактов насилия в семье и других бытовых условиях, безусловно, сомнений не вызывает - сообщил представитель прокуратуры.

Несмотря на то, что проблемам профилактики правонарушений уделено значительное внимание, вопросы предупреждения и пресечения именно семейно-бытового насилия, обеспечения защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, до настоящего времени в достаточной степени не урегулированы - добавил Артур Завалунов.

Европейский суд по правам человека по делу "Володина против Российской Федерации" в своем решении, вынесенном в июле 2019 года, также указывает на необходимость урегулирования данной проблемы.

Сотрудники полиции фактически не имеют правовых оснований для оказания эффективного воздействия на таких лиц, поскольку законодательство предусматривает применение мер ответственности административного или уголовного характера уже после совершения правонарушения или преступления. Поэтому законопроектом предусматривается введение таких превентивных мер профилактики, как защитное предписание и судебное защитное предписание.

Само по себе защитное предписание не имеет целью вмешательства в дела семьи, в том числе в процесс воспитания детей, а призвано предупредить нарушителя о возможности наступления неблагоприятных последствий при продолжении противоправных действий, не допустить совершения административного правонарушения или преступления и, тем самым, сохранить семью.

Согласно положениям законопроекта, для вынесения защитного предписания определяющим является не просто сообщение от каких-либо лиц о семейно-бытовом насилии, а установление должностным лицом органов внутренних дел факта совершения семейно-бытового насилия либо его отсутствия.

Законодательные акты подобного содержания имеются практически во всех зарубежных странах. Их реализация позволяет оградить определенные категории граждан (в первую очередь женщин и детей), подвергаемых всякого рода преследованиям со стороны родственников, близких и иных совместно проживающих с ними лиц, от противоправных действий.

Законность вынесения защитных предписаний и соразмерность устанавливаемых ограничений, а также соблюдение прав и свобод граждан не будет оставлена без внимания органов прокуратуры в рамках осуществлении надзорной деятельности.

Артур Завалунов также добавил - вполне естественно, что с учетом существенной специфики сферы регулируемых отношений ряд положений законопроекта нуждается в дополнительной проработке, и Генеральная прокуратура Российской Федерации как орган, осуществляющий высший надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, активно участвует в этом процессе.

Источник: genproc.gov

Последнее обновление: 19.12.2019
375

Другие новости